+375173642454
+375296281073
+375297577308

Адвокаты против насилия

На сайте Белорусской Республиканской коллегии адвокатов размещен призыв к строгому соблюдению Конституции правоохранительными органами Республики Беларусь, который АБ "Терех, Неведовский и Партнеры" полностью поддерживает:

Адвокаты против насилия.


Многие белорусские граждане, организации и коллективы высказались в средствах массовой информации и в своих личных блогах против насилия со стороны правоохранительных органов в отношении задержанных. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее − БРКА), выражая позицию всех адвокатов республики, считает противоправным применение насилия при осуществлении охраны порядка, в связи с чем неоднократно призывала и призывает всех граждан, независимо от профессии и политических взглядов, решать конфликты в правовом поле, законными методами.

В настоящее время адвокатам стали известны очевидные факты незаконных действий сотрудников правоохранительных органов: задержаний участников мирных протестов, содержания их в бесчеловечных условиях, жестокого обращения с ними. Все адвокатское сообщество обеспокоено и возмущено беспрецедентными нарушениями конституционных прав граждан Беларуси.

Адвокаты, безмерно сочувствуя боли и унижениям пострадавших, оказывают юридическую помощь на безвозмездной основе (бесплатно). От лица всего адвокатского сообщества БРКА благодарит адвокатов нашей республики за инициативу по оказанию бесплатной помощи всем лицам, чьи права были нарушены в период с 9 по 13 августа. Наши коллеги работают 24 часа в сутки – дежурят днями и ночами на своих рабочих местах и на территориях возле изоляторов временного содержания.

Также от лица всех адвокатов республики БРКА еще раз призывает всех строго соблюдать нормы Конституции и других законов Республики Беларусь, разрешать все конфликты в рамках законодательства.

БРКА считает необходимым напомнить всем заинтересованным некоторые нормы Конституции Республики Беларусь о правах и свободах граждан, Уголовного кодекса Республики Беларусь о выполнении преступного приказа и Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» о применении физической силы и спецсредств, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена в г.Нью-Йорке 10.12.1984, вступила в силу для Республики Беларусь 26.06.1987).

Государство обязано предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток (статья 2 Конвенции).

Каждый имеет право на жизнь (статья 24 Конституции). Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. При этом, никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию (статья 25 Конституции). То есть, никакой сотрудник правоохранительных органов не имеет права угрожать жизни гражданина, морить его голодом и избивать до обморочного состояния.

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (статья 33 Конституции).

Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53 Конституции).

Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (статья 58 Конституции).

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59 Конституции).

В БРКА поступают сведения, что многие адвокаты не могут найти своего подзащитного, задержанного во время протестов и митингов, поскольку им отказывали в предоставлении такой информации. Отказ в предоставлении информации о месте нахождения задержанного лица следует расценивать как противодействие оказанию юридической помощи и нарушение статьи 62 Конституции, которая гласит: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается».

Обеспечение вышеперечисленных и иных прав и свобод граждан является высшей целью государства (статья 21 Конституции).

Исполнение заведомо преступного приказа влечет уголовную ответственность для его исполнителя.

Так, в соответствии со статьей 40 Уголовного кодекса Республики Беларусь, лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях (ч. 2 ст. 40 УК). Однако, лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 40 УК).

Отдание преступного приказа является незаконным действием начальника по отношению к подчиненному. Подчиненный в таком случае имеет право подать жалобу по подчиненности, либо направить письменное заявление в прокуратуру.

Кроме того, отдавшее преступный приказ должностное лицо несет уголовную ответственность за превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 или 455 УК), поскольку ни одно должностное лицо не вправе отдавать подчиненным преступные приказы.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники определены Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

Так, в соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.

Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда избежать применения силы невозможно, сотрудник органов внутренних дел обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан уведомить своего непосредственного начальника.

Применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с нарушением требований Закона влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.

В заключение отметим, что, по мнению всех адвокатов республики, Министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре необходимо незамедлительно провести проверку по каждому факту применения насилия и поставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности. Всем государственным органам в пределах своей компетенции следует принять меры к освобождению незаконно задержанных лиц и гуманному обращению с задержанными. Назад

У Вас есть вопрос? Мы будем рады на него ответить!